Для того чтобы эффективно ориентироваться в мире социальных отношений, необходимо иметь достаточно большой опыт межличностного общения.
Что необходимо, так это правильное когнитивное функционирование, способность понимать и отражать эмоции и сотрудничать.
С раннего возраста дети узнают, что окружающие воспринимают действительность вокруг них совсем по-разному — узнают, что людям нравятся разные вещи, у них разные вкусы и вкусы.
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ТЕОРИИ РАЗУМА В простом эксперименте, когда ребенка просят выбрать лакомство для взрослого, наблюдая за тем, какое лакомство он выбирает из миски и что он говорит об этом, малыш в возрасте до четырех лет обычно делает неправильный выбор. Это потому, что он руководствуется собственными предпочтениями - взрослому даст конфету вместо морковки, потому что сам любит конфету. До четырехлетнего возраста дети руководствуются принципом «видеть — значит знать». После четырехлетнего возраста эта модель поведения меняется – маленький человек начинает понимать, что у других другие вкусы и другой доступ к знаниям. А это влечет за собой способность предсказывать поведение другого человека, дружить, но и лгать. Это также способность к сопереживанию, поскольку оно относится к пониманию эмоций, испытываемых другими, а также к сотрудничеству, когда мы знаем общую цель, а также цели разных людей. ЧТО ЕСЛИ ТЕОРИЯ РАЗУМА НЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПРАВИЛЬНО? Каковы могут быть последствия того, что дети не овладеют этим важным развивающим навыком под названием «Теория разума»? Во-первых, им трудно заводить друзей, потому что они не способны воспринимать и правильно оценивать симпатии и антипатии другого человека - они не знают, какие вещи доставляют им удовольствие, какие добрые слова им нравится слышать, это трудно для того, чтобы они правильно поняли, что чувствует другой человек и что ему/ей в этом нужно. Им одинаково сложно найти свое место в классе, потому что они не могут различать ожидания отдельных учителей, воспитателей, коллег и родителей. Множество правил и моделей поведения, ожидаемых от окружающих, создают хаос в сознании ребенка. Трудности в понимании других вызывают фрустрацию, чувство неопределенности и одиночества. ВАЖНЫЙ! Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть недостатки в этой области, обязательно обратитесь к психологу или терапевту. Правильно быстрое реагирование позволит в более короткие сроки восполнить недостатки и поддержать старания детей, давая молодому человеку больше шансов на эффективные и успешные социальные отношения. КАК ПОСТРОИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ? Дети должны знать, что мы нуждаемся в дружбе или общении так же, как в семье, учебе или работе. Присутствие других людей в нашей жизни приносит душевное облегчение, позволяет дистанцироваться от многих проблем, приносит радость и заставляет видеть цель наших действий. Обратите внимание на то, что у другого человека есть определенные предпочтения и интересы, и если они нам тоже интересны, мы можем подружиться с ним, разделив общие увлечения. Точно так же давайте делиться тем, что нас интересует, — при этом внимательно прислушиваясь к сигналам, посылаемым другим человеком, — нравится ли им это, любопытно ли им, весело ли им. Поощряйте детей и организуйте для них возможность проводить время с друзьями и коллегами, а не только раз в год на дне рождения. Пусть это будет, например, совместный поход в кино, игра на свежем воздухе или приглашение домой на ночь. Объясните, что отношения между людьми со временем меняются — если мы заботимся о них и поддерживаем их — они углубляются. Если мы не встречаемся и не разговариваем регулярно, они остывают, а иногда и заканчиваются. СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Тренируйте теорию разума, разговаривая вместе. Опишите, что именно происходило с вами в течение дня – какие мысли, эмоции это вызывало, к какому поведению приводило, какова была реакция другой стороны, причастной к этому событию, что она думала, чувствовала, делала? Практикуйте навыки межличностного общения с… комиксами и рисунками! Также придумайте гипотетические сцены, загадки, например, что видит другой человек, когда я прячу его игрушку, находясь в другой комнате, как он видит (например, перевернутую картинку), как он будет себя вести и что он почувствует, если, например, я посмеялся над историей, рассказал ей грустную историю и т.д. Привлекайте малышей к разным эмоциям, испытываемым людьми, - покажите на своем примере, как их выражать и насколько разными могут быть способы их выражения в зависимости от человека. Поощряйте постоянные и регулярные контакты со сверстниками — время отпуска — отличная возможность наверстать упущенное или укрепить связи. Здесь тоже важен ваш пример - дети должны знать, что социальные и дружеские отношения с людьми вне семьи важны и значимы, что они связаны с видимым улучшением самочувствия.